ЛЮФТ СОВЕСТИ
К
огда меня просят перечислить, что потеряли наши люди после развала Советского Союза, я всегда начинаю с понятия совести. Отсюда название публикации: люфт совести. Хотя её главный герой – обычный лифт. Но обо всём по порядку
Самая рутинная и одновременно донельзя скучная депутатская работа – это приёмка лифтов, которые, согласно правилам, заменяются после 25 лет эксплуатации. Поскольку очень многие жулебинские дома подошли или даже успели отметить этот четвертьвековой юбилей, то замена лифтов в районе носит массовый характер.
Несколько лет назад некоторым депутатам-единороссам вдруг показалось, что они перегружены работой. И тогда, будто (или не будто) по указке сверху, почти по всем муниципальным округам Москвы прошла волна отказов от ряда депутатских функций с последующей передачей их под юрисдикцию города. Речь идёт о досуговой и спортивной работе, опеке и попечительстве, комиссии по делам несовершеннолетних. Среди немногих оставшихся – контроль за приёмкой лифтов после замены. Наверное, многие лифтовики уже жалеют, что городу не спихнули эти полномочия тоже, и невозможно обойтись без подписи депутатов на акте приёмки. Не могу отвечать за всех коллег по цеху, но так получается, что лично я ставлю свою подпись, как правило, одним из последних и в исключительных случаях – с первого раза.
Среди жилищно-коммунальных проблем, на которые жители жалуются чаще всего, лифты занимают лидирующие позиции. Есть дома, где они выходят из строя с завидной регулярностью. Вот только некоторые адреса: Жулебинский бульвар, 9, Привольная улица, 57, корпус 2, улица Генерала Кузнецова, 14, корпус 1, улица Авиаконструктора Миля, 4, корпус 1. А ещё есть много других, но жалко газетного места. Причём обращения в организации, которые должны поддерживать их в рабочем состоянии (у нас в районе это преимущественно СП «Практика»), часто безрезультатны. Жалобы на «Практику» – такой же систематический процесс, как и поломка лифтов, ею обслуживаемых. У СП «Практика» есть «горячая линия», но, по словам жителя Алексея Басарболиева, приняв жалобы, сотрудники не торопятся исправлять недоделки, а на повторные требования наладить работу лифта зачастую не реагируют вовсе.
Почитайте письмо, поступившее в редакцию, от старшего по дому 9 на Жулебинском бульваре, жителя с активной гражданской позицией Александра Белова. Под ним могут подписаться многие:
Казалось бы, несложная проблема – замена лифтов. Старые лифты часто ломались, в общем, отработали своё. Прибыли «весёлые» мастера, и вот «на радость» жителям установлены новые лифты. Настораживало то, что при работе что-то скрипело, чавкало и звякало. Но мастера успокаивали: «Притрётся, и всё будет отлично». Вот уже год притирается… То дисплей не работает, то двери не закрываются, то кабина застревает на каком-либо этаже. В ряде подъездов после замены лифтов по несколько раз в месяц жители обращаются к мастеру, отвечающему за их работу, благо его телефон на объявлении в кабинке.
У меня как жителя дома и старшего по дому появилось множество вопросов. Почему руководство города лишило права представителей собственников жилья (старших по дому) в выборе организаций – производителей лифтов и монтирующих их? Почему их отстранили от участия в приёмке по окончании монтажа? Кто вообще несёт персональную ответственность за закупку, эксплуатацию лифтов? Считаю организацию тендеров в том виде, как они организованы в настоящее время, ошибкой московского правительства. Закупать надо не то, что подешевле, а соотносить цену и качество. И конечно, необходимо вводить персональную материальную, административную и уголовную ответственность за закупку и установку подобной продукции, не отвечающей никаким нормативам.
Депутаты должны ощущать свою нужность людям. Я её тоже ощущаю. Особенно, когда требуется подпись на каком-либо документе, но особенно-особенно, когда моя подпись необходима на актах приёмки по замене лифтов. Отдаю себе отчёт, что многим людям я неудобен. Лифтовикам в первую очередь. Мне однажды сказали: «Вы, Валерий Семёнович, похожи на экзаменатора, который ко всему придирается, и чтобы сдать зачёт, к вам надо ходить по пять раз». Действительно, только с пятого раза я принял работу в одном из домов по улице Маршала Полубоярова. Там несколько подъездов, и никак у лифтовиков не получалось, чтобы лифты работали без замечаний одновременно во всех. Чаще всего это касалось табло. В одном лифте исправят, в другом уже не работает. «Подпишите, вчера же работало», – говорят мне. «Так сегодня же не работает», – отвечаю я. «Но вчера же работало», – парируют в ответ. И совершенно гениальный ход: «Посчитайте, что табло не работало вчера, а работает сегодня». Такая игра, навроде настольного тенниса, по переброске шарика может продолжаться долго. И наконец, стандартный козырь: «Наши рабочие из-за вас сидят без зарплаты. Вам их не жалко?» К счастью, на это есть джокер: «А вам не жалко моих жителей, которые будут домой подниматься пешком по лестнице?»
Но если начистоту, мне жаль лифтовиков, которые из-за таких принципиальных депутатов, как я, не получают своевременно деньги за проделанную работу. «Вот тебе бабушка и Юрьев день! Ну, ведь как заносит нашего депутата, – подумает читатель, – то ему их жалко, то не жалко».
За то время, пока я принимаю лифты, люди, ответственные за их установку, достаточно полно посвятили меня в тайны своей профессии. Например, я узнал, что у лифтов, изготовленных на Щербинском заводе, проблем больше, чем на какомлибо другом. Что главная ахиллесова пята всех лифтов – это светозвуковые табло. Они выходят из строя в первую очередь. Мне объяснили причину. Сравнительно недавно их ещё делали в России. Потом появилась организация «Интелкрафт», которая, по словам лифтовиков, решила поменять отечественного производителя. Теперь для московских лифтов такая важная деталь закупается по дешёвке в Китае с соответствующим качеством. И далеко не она одна. О наплевательском отношении к нам, потребителям, свидетельствует и не совсем уважительное отношение к самим себе. На главной странице сайта компании её руководители с гордостью указали, что «Интелкрафт» учреждён выпускниками МГУ им. Н.В. (?) Ломоносова. Бедный Михаил Васильевич, как вас теперь называть?
Но и отечественное – не значит лучшее. В Калуге делают приводы дверей, постоянно ломающиеся. Почему-то этого производителя, который гонит откровенный брак, не меняют.
По моей инициативе 19 января на муниципальное Собрание был приглашён руководитель СП «Практика» по ЮВАО С.А Гаджиев с отчётом о работе. Депутаты забросали его вопросами, и он обещал взять на особый контроль работу своей организации в районе Выхино-Жулебино. Однако боюсь, что ситуация в лучшую сторону сильно не изменится. Поясню, откуда такой пессимизм.
Рыба тухнет с головы. И если мы выявили определённые проблемы в хвосте, то давайте посмотрим и на голову. А посмотреть есть на что. В марте месяце Басманный районный суд продлил сроки домашних арестов и содержания в СИЗО фигурантов уголовного дела об ограничении конкуренции, причинивших особо крупный ущерб, а также обвиняемых в мошенничестве. Среди них вице-президент Национального лифтового союза и глава комиссии общественного совета при Минстрое России Сергей Чернышов и бывший топ-менеджер ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» Дмитрий Коженов. Их обвиняют в картельном сговоре с целью выигрыша тендеров на 1 млрд рублей по закупке и установке лифтов для Фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Речь, правда, идёт об Иркутском регионе, но и в Московском, думаю, ситуация не лучше. То, что участниками сговора были признаны сотрудники ООО «Мосрегионлифт», это подтверждает.
Сергея Чернышова задержали в здании Следственного комитета, куда его вызвали на допрос в качестве свидетеля. Но спустя несколько часов позиция следователя Главного управления по расследованию особо важных дел изменилась, и ему было предъявлено обвинение в ограничении конкуренции, причинившем особо крупный ущерб, что предусматривает до шести лет заключения. Сергей Чернышов – личность в отрасли известная. Помимо Национального лифтового союза он руководит комиссией по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при Минстрое России, которую возглавляет экс премьер-министр Сергей Степашин, а также является президентом Российского лифтового объединения.
Действия участников сговора, по версии следствия, были направлены на создание условий, при которых цена на работы, связанные с массовой заменой лифтов, не снижалась. А подряды на торгах, проводимых Фондом капремонта многоквартирных домов, распределялись между участниками картельного сговора. При этом ни один из победителей тендеров не выполнял договоры на выигранные заказы самостоятельно, а перераспределял их между лояльными организациями.
***
Нередко, пытаясь чегото добиться, натыкаешься на чиновничью стену непонимания. На самом деле всё они прекрасно понимают, и прежде всего понимают, где пахнет деньгами. Наверное, запах денег самый стойкий и перебивает многие другие, даже запах жареного. Поэтому, когда вдруг запахнет жареным, замечают далеко не все. Вот господа, поднявшие на лифтах миллиард, и не заметили. Только на это и остаётся надеяться. Потому что совесть, с которой мы начали эту публикацию, для многих чиновников стала категорией атавизма. Они даже не скажут, где она, эта совесть, находится. Извините за вопрос, а вы скажете?
Валерий КАТКОВ
Спасибо за информативную статью.