
СНАЙПЕРЫ
Впоисках жертвы
Скорее всего вы станете мне возражать. Но факт остаётся фактом – снайперов на войне недолюбливали (и это ещё мягко сказано). Речь, естественно, идёт о своих, потому что вражеских сразу расстреливали. Что мы, что немцы. О своих же говорили осторожно: «Мы в атаку под пулями ходим, а они прячутся в засаде и выискивают жертву». Хотя, конечно, когда в часть прибывал советский снайпер, чтобы сразиться с немецким, то на него молились.
Простите, но всё это я написала, чтобы обсудить совершенно мирную тему – автомобильную. Потому что мы будем говорить совсем о других снайперах – которые смотрят на мир через прицел дорожных видеокамер. Но отношение к ним похожее. И фраза «их недолюбливали» тем более из разряда «мягко сказано».
Бутылка «BonAqua» за 3000 руб.
Думаю, что среди читателей-автомобилистов почти нет таких, кто ни разу не получал «писем счастья». Приведу даже официальную статистику – 94% водителей хоть раз, но нарушали правила дорожного движения с последующими финансовыми потерями. Оспорить штраф очень сложно. Вот письмо от читателя, который 18 февраля припарковал машину по адресу: Привольная, 70, под знаком «Остановка запрещена». Припарковал не более чем на три минуты рядом с магазином «Пятёрочка», чтобы сбегать в магазин и купить для жены, которой неожиданно стало в машине плохо, бутылку воды. На машине предусмотрительно включил «аварийку», но этого оказалось недостаточно. Через день прилетел штраф.
Чтобы оспорить данный штраф, вроде бы имеются такие основания, как «вынужденная остановка» или «крайняя необходимость». Подал наш гражданин жалобу, сославшись на здоровье жены, но бесполезно. Некий майор пишет в ответ, что одной «аварийки» недостаточно, необходимо ещё выставить знак аварийной остановки. И то не факт. Интересно, если бы в машине этого майора стало плохо его жене или тёще, думал бы он о необходимости выставлять аварийный знак? Ну, если бы что-то случилось с тёщей, ещё мог порыться полчасика в багажнике. А вот если бы с женой, пробкой вылетел из машины, тормознувшись около аптеки или магазина. Майор даже не захотел посмотреть, что водитель отсутствовал две или три минуты, просто послал его на фиг, вернее на штраф – в три тысячи. По тысяче рублей за минуту.
У меня возникает резонный вопрос: заботился ли этот майор о безопасности дорожного движения или был озабочен другой безопасностью – финансовой, заключающейся в том, чтобы набить мошну деньгами? И совершенно неважно какую – городскую или своей организации под названием «Московская административная дорожная инспекция». Деньги туда плывут полноводным потоком размером с Волгу, и я не могу исключить, что небольшой денежный ручеёк льётся в карманы исполнителям, например, в виде премий. Поэтому лейтенанты, майоры, полковники не будут работать во вред благосостоянию.
Формально можно оспорить штраф в течение десяти дней с момента его вынесения, но я знаю подобных случаев единицы. В «ЖБ» № 8, 2016 г., мы писали, как нам удалось добиться отмены штрафа для автолюбителя, который ехал по МКАД со стороны Каширского шоссе и, свернув на Новую Рязанку, пересёк сплошную линию. Она была настолько стёртая, что заметить её было невозможно. Главный редактор и районный депутат В.С. Катков написал депутатский запрос в ГИБДД и был принят ст. лейтенантом С.Н. Кириченко. Оперативно разобравшись в проблеме, он аннулировал штраф. Но это скорее исключение из правил.
Мне сверху видно всё, ты так и знай
Расскажу, как работает видеофиксация. Комплекс отправляет информацию о факте нарушения и госномере автомобиля на сервер. По базе данных определяется личность владельца, и создаётся постановление об административном правонарушении. А дальше в работу включается живой человек – де-юре сотрудник центра фиксации, де-факто снайпер, который должен произвести тот самый выстрел стоимостью от 500 руб. до 5 тысяч. По правилам он должен зайти в каждый документ, проверить его и только потом выписать постановление. Всего-то ничего. Если бы не одно «но» – за рабочую смену он должен обработать, по словам руководителя компании – производителя камер «Астралаб» Сергея Ласкина, до 15 тысяч (!) документов. И по его же словам, вместо того чтобы просмотреть все документы и только потом выписывать постановления, он может нажать клавишу «выделить всё» и уйти на обед, пока принтер стучит, оформляя постановления об административном правонарушении. Иначе он эту гору никогда не разгребёт. Это случай вопиющий, но не уникальный. То есть снайпер вместо винтовки Драгунова получает автомат Калашникова, который без разбора молотит длинными очередями. «Кто не спрятался, я не виноват».
Что-то я не доверяю словам начальника ГИБДД России Черникова, который утверждает, что цель ГИБДД заключается не в собирании штрафов и пополнении местных бюджетов, а в безопасности автомобилистов. По его же словам, камеры устанавливаются не где попало, а только в местах повышенной опасности и обязательно дублируются знаком 8.23 «Фотовидеофиксация». Участок Лермонтовского проспекта напротив дома 14 не опаснее других. Но наши попытки в ГАИ на Самотёчной оспорить штраф за превышение скорости жителю района Сергею Т. по причине отсутствия знака 8.23 были признаны неубедительными («ЖБ» № 5, 2020 г.).
Не хочу, чтобы мой материал воспринимался как призыв к отмене штрафов. Но я ратую за то, чтобы они были разумными. Вы не умышленно, а потому что вам не дали перестроиться, а сзади уже гудели автобусы, проехали 50 метров по выделенке для общественного транспорта. И хочешь не хочешь, а вас ждёт уже другая «выделенка» – 3000 руб. из семейного бюджета. Или вот реальный случай с пенсионером из Жулебина. Он припарковал свой автомобиль около метро «Рязанский проспект» и оплатил парковку через приложение «Московский паркинг». Из-за технического сбоя платёж не прошёл. И 7-минутная легальная парковка обошлась пенсионеру в 5000 руб. – треть пенсии. В Московской автодорожной инспекции, куда он пришёл искать правду, над ним чуть ли не посмеялись. Подобных случаев великое множество.
Люди – это новая нефть
Повторюсь, но мне кажется, начальник ГИБДД лукавит, когда говорит, что вовсе не для пополнения бюджета в Москве по состоянию на конец 2020 года развешаны 2600 камер. Они зафиксировали 28,5 млн, или 95% всех нарушений, и пополнили столичный бюджет на 23 млрд руб.
В условиях санкционных мер против нашей страны, касающихся энергоресурсов, власти необходимо компенсировать финансовые потери. Похоже, государство возложило эту почётную миссию на её собственных граждан. Фраза, звучавшая в середине прошлого века саркастически: «Машина не роскошь, а средство передвижения», стала реалистичной. Если когда-то четырёхколёсного друга могла позволить себе семья с достатком гораздо выше среднего, то сегодня таких семей множество, и далеко не все дотягивают даже до мидл-класса. Поэтому именно на автолюбителей с особым вниманием и пристрастием стали смотреть чиновники и законодатели. А аппетиты у них только растут.
Прежде всего они обратили внимание на скоростной режим. Самый «популярный» штраф – превышение скорости на 20–40 км/ч. Он сравнительно небольшой – 500 руб., а при оплате в течение 20 дней со дня вынесения постановления можно сэкономить половину. Но вокруг этого штрафа копья ломают уже несколько лет. Постоянно появляются желающие
(в последнее время их особенно много) его повысить. Так, при обсуждении нового проекта КоАП ставился вопрос об увеличении размера этого штрафа в 6 раз. Другая не менее актуальная тема – снижение нештрафуемого порога скорости с нынешних 20 км/ч до 10. Последняя инициатива, выдвинутая Минюстом, была активно поддержана даже не надо гадать кем – Министерством внутренних дел, в структуру которого входит ГИБДД. Спасибо Президенту, вмешался и сказал, что он против. Сразу все замолчали.
Очень хочется придать огласке пофамильно тех хапуг, которые устанавливают немыслимые расценки и штрафы. Как вам нравятся тарифы на парковку в центре Москвы? Когда была пандемия, подруга везла ребёнка в детский театр на машине, поскольку на метро боялась. Билеты обошлись в полторы тысячи. И плюс парковка по 450 руб. за час. Те же полторы. Чьи карманы набивает мать-одиночка? Про 3-минутную стоянку, обошедшуюся в 3000 руб., я писала раньше. Господа законодатели, вы что, у нас там все миллионеры? Или чувство реальности заслоняет жажда наживы?
Москва – лучший город Земли
Я с этим не спорю. Но почему-то эта «лучшесть» касается ещё и того, что некоторые штрафы в Москве удваиваются или даже утраиваются по сравнению с общероссийскими. Поэтому в плане вождения автомобиля, даже если не замахиваться на всю Землю, а ограничиться Россией, буду отстаивать другую фразу: «Москва – худший российский город для водителей». Формально по числу жителей – около 12,5 млн и количеству машин – 4,5 млн Москва не сильно отличается от других российских мегаполисов в расчёте числа автомобилей на тысячу жителей. Но давайте прибавим сюда ещё ежедневные 2 млн иногородних автомашин. Это называется апокалипсис.
Настаиваю, что ездить в Москве без нарушений правил невозможно. Я их нарушаю, не потому что этого хочу, а потому что вынуждена пересекать сплошную линию, двигаясь от Москвы и сворачивая с дублёра на основной Рязанский проспект. Вы наверняка помните это место – сразу после проезда под голубым надземным переходом за 500 метров до МКАД. Да, я знаю, что там видеокамеры и меня оштрафуют (и штрафовали не раз), но у меня нет лишних 20–30 минут, чтобы двигаться черепашьим шагом за машинами, которые идут на МКАД в сторону Каширки.
Эй, вы там, наверху!
Эй, вы, городские власти, сделайте сначала нам за наши налоги хорошие дороги, нормальную и продуманную разметку, установите правильные дорожные знаки и только потом требуйте от нас соблюдения ПДД, а нарушителей штрафуйте. Пока же мы имеем город, застрявший в ежедневных многочасовых пробках, и обозлённых водителей, вынужденных дышать автомобильной вонью. Поэтому штрафы за такое издевательство над людьми вы должны брать в половинном размере, а не в двойном.
Не могу оценивать работу московских чиновников в целом, поскольку просто не знаю, что они делают и делают ли что-то для нормализации дорожной ситуации в столице. Но давайте всего на двух примерах оценим их аналогичную работу в нашем районе. Год назад в конце Лермонтовского проспекта перед Люберцами была нанесена сплошная линия разметки, украв тем самым правую полосу у автомашин и сузив трёхполосную дорогу до двух полос. Но причина была веская. К нам в редакцию обратились жители, которые из-за отсутствия тротуара вдоль частного сектора вынуждены были выходить на проезжую часть, подвергая свою жизнь опасности. Если бы вдруг случилось ЧП, то чиновникам, отвечающим за безопасность движения, грозило бы уголовное наказание. Вероятно, поэтому после депутатского запроса и личной встречи нашего главного редактора с префектом ЮВАО вопрос решился оперативно. А.В. Цыбин объяснил В.С. Каткову, что тротуары сделать невозможно, поскольку территория будет благоустраиваться в следующем году. Как компромисс решили нанести сплошную линию на проезжей части, дав возможность пешеходам безопасно ходить.
Недаром говорят, прежде чем куда-то войти, подумай, как оттуда выйти, или, что почти то же самое, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. Когда территорию благоустроили, надобность в сплошной линии отпала. Но заместитель префекта А.А. Осипов, к которому Катков уже трижды обращался по этому вопросу, продолжает слать отписки. Водители же клянут всё на свете, перестраиваясь перед Люберцами во второй ряд, чтобы освободить уже никому не нужную правую полосу. В результате здесь постоянные пробки.
Другой районный пример. Двигаясь из Москвы по Новорязанскому шоссе, для того чтобы попасть в Жулебино, водители берут правее эстакады и съезжают на маленькую дорожку. С неё уже из левого ряда на светофоре поворачивают на Генерала Кузнецова. Ещё в феврале 2017 года Катков обратился в окружную комиссию по безопасности дорожного движения, чтобы разрешили левый поворот из соседнего ряда, одновременно сохранив в нём движение прямо. Это позволит разгрузить забитый машинами перекрёсток. Собственно говоря, не создавая аварийной ситуации, так нарушают ПДД многие водители. Мы получили ответ с обещаниями разобраться. Вот уже пять лет разбираются, и повторный запрос не помог.
Не думаю, чтобы работа московских чиновников сильно отличалась от работы их районных и окружных коллег, которым, судя по приведённым примерам, всё по барабану. Почему тогда штрафы получают не чиновники, отвечающие за состояние дорог, а именно водители, которые по их вине вынуждены нарушать правила. Конечно, гораздо выгоднее установить видеокамеру для сбора денег, чем заняться дорожной проблемой.
А в это время очередной дорожный снайпер выискивает следующую жертву. Ему абсолютно плевать на причину, по которой водитель нарушил правила, ему важно вовремя сделать выстрел и получить мзду. А мы платим, платим и платим. Хотя штрафовать надо вовсе не нас, а тех представителей власти, которые не могут или не хотят сделать проезд по Москве нормальным. Так может быть, они в доле?
***
Астролог спрашивает беременную женщину:
– Под каким знаком зачат ребёнок?
– Под знаком «Стоянка запрещена».
Инна КНЯЖЕВА,
первый заместитель
главного редактора
Недавние комментарии