Выберите страницу

ДЕТИ и ДЕНЬГИ

   В конце XIX века она удостоилась звания самой богатой женщины мира всех времён. И хотя Гетти Грин не является примером для подражания, ибо, как сказал её современник, «больше, чем денег, у неё только скупости», я начну сегодняшнюю публикацию с того, как началось восхождение на вершину Уолл-стрит женщины, которая умела делать деньги из всего.
   С самого раннего детства Гетти воспитывалась в доме своего деда и с шести лет ежедневно читала подслеповатому родственнику биржевые газетные сводки. Финансовые газеты с лёгкостью заменили ей кукол, и уже в 13 лет она стала семейным бухгалтером. Позже смыслом жизни маленькой девочки стал финансовый бизнес, и она достигла в нём невероятных успехов. На этом я прерву историю Гетти Грин. Не потому, что дальше всё было далеко не так безоблачно, а потому что самое главное, а именно как всё начиналось, я уже рассказала.
   Деньги будут (или более осторожно – должны) сопровождать вашего ребёнка всю его сознательную жизнь. Если вдруг они заблудятся и отстанут по дороге, то это не очень хорошо, потому что сами они уже вряд ли захотят его догонять. И придётся за ними мчаться вприпрыжку, чтобы вернуть. А вы, конечно, помните житейскую мудрость, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять.
   Как правило, дети мечтают побыстрее стать взрослыми. Среди многочисленных причин одной из первостепенных является стремление к финансовой самостоятельности. Они уже мысленно неоднократно давали советы родителям, критикуя их за непродуманные траты и несделанные инвестиции (например, в подростковый велосипед), и теперь с нетерпением ждут, когда финансовая самостоятельность появится у них. В этом выпуске я хочу поговорить с вами о финансовой грамотности и финансовых инструментах, способных сформировать правильное отношение у самых беззащитных участников рынка – наших детей – к главному средству обмена – деньгам.
   В современном мире всё нацелено на активное потребление и извлечение прибыли. Инструментарий, которым мы пользуемся ежедневно (интернет, телефон, карты, смарт-часы, онлайн-услуги и т.д.), создан для удобства и в то же время бессознательного потребления. Как следствие – увеличение расходов семейного или личного бюджета. Ведь переход на безналичный расчёт принёс не только безопасность. Появилось поколение людей, которые не сопоставляют два очень важных критерия: стоимость и свою платёжеспособность. Если даже взрослые часто не могут контролировать расходы, что же тогда говорить о подростках? Или о 18-летних, «дорвавшихся» до права самостоятельно осуществлять сделки. По статистике, наибольший риск совершения серьёзных финансовых ошибок, которые могут отразиться на всей дальнейшей жизни, – в возрастной категории до 23 лет.
   В то же время естественное стремление человека к комфорту и удобству – важная часть нашего бытия, и за это нужно платить. Разумное равновесие этих двух составляющих позволяет достичь гармонии во всех жизненных аспектах. Обращаю внимание, что стиль и образ жизни закладываются с раннего детства. Основная задача родителей вырастить не только здоровое, но и грамотное поколение. Причём финансовой грамотности я уделяю важнейшую роль. И не только потому, что профессионально занимаюсь финансами, но и потому, что внимательно слежу за развитием своего 12-летнего сына.
   Как правило, в возрасте 6–7 лет дети уже могут самостоятельно сделать небольшую покупку по поручению родителей, получить сдачу в магазине или начать копить на заветную игрушку. В этом возрасте ребёнок может считать деньги и с интересом познавать, как устроены товарно-денежные отношения. Ребёнок в 7–9 лет может сам тратить карманные деньги, сравнивать цены перед покупкой. А в 10–12 лет дети уже вполне могут осознать финансовую ситуацию семьи, сберегать часть личного бюджета при помощи простой копилки. В этом возрасте можно познакомить ребёнка с азами банковской системы. Рассказать об элементарных банковских продуктах и даже открыть совместный с родителями специальный банковский счёт, что выгоднее, чем копилка. 12-летний ребёнок в состоянии проанализировать банковские продукты разных банков, ориентированные на детей, и под руководством родителей выбрать оптимальный.

 

   Итак, для правильного отношения к финансам важно у детей сформировать:

  • понимание, откуда берутся деньги, каким образом, за какое время и какими усилиями они зарабатываются. Ребёнку важно знать не только, кем работают родители, но и сколько стоит их труд (какова заработная плата). В игровой форме можно озадачить ребёнка вопросом, сколько времени в днях или часах родители должны работать, чтобы купить ту или иную вещь;
  • умение распределять свои карманные деньги, откладывать на крупные покупки. Если ребёнок захотел дорогостоящую игрушку, стоит предложить ему накопить на неё самостоятельно. Можно даже помогать, докладывая купюры или монеты в копилку, но делать это надо не втихаря, не раскрывая от удивления глаза: «Вау, смотри, откуда столько денег?» Ребёнок должен знать, что родители, или бабушка с дедушкой, или другие близкие люди вносят свой вклад в его приобретение, о котором он мечтает. Важно, чтобы позитивные эмоции от покупки заложили основы разумного и бережного отношения к деньгам;
  • ответственность за свои финансовые решения, а также способность тратить деньги осознанно. Как бы сухо ни звучало слово «ценообразование»,
    но стоит его обсудить на примере чего-то простого, например, одежды, которую ребёнок носит. Объясните, что стоимость того или иного товара должна быть объективной, а не завышенной из-за бренда. Важно показать, что две разные футболки могут практически не отличаться ничем, кроме фирменной наклейки. Однако цена за ту, которая с наклейкой, будет в два раза выше. Пусть ребёнок сам решит, сколько можно переплачивать за брендовый товар: десять процентов, пятьдесят или сто? В то же время не скрывайте от него, что товары, выпускаемые известными производителями, как правило, более качественные, чем у конкурентов, которые только начали их производить. В школе, на уроках экономики вашему ребёнку будет приятно продемонстрировать свои знания одноклассникам.

   В следующем выпуске «ЖБ» я поделюсь своими представлениями о том, как доступно донести до ребёнка такие взрослые понятия, как кредит, депозит, инвестирование, страхование рисков и, конечно, налоги, о которых вы читаете мои публикации. Сужу об этом по отзывам, которые ко мне поступают.
   Задавайте ваши вопросы в телеграмканале на форуме «Жулебинский бульвар». Жду.

Анна СЫРНИКОВА,
финансовый аналитик

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наш Яндекс.Дзен

Блогерский ресурс про район "Выхино-Жулебино": ПОДПИШИТЕСЬ ____________________

Портал "Неизвестная Московия" ПЕРЕЙТИ