Выберите страницу

БУЛЛИНГ

   Буллинг в детском коллективе – тема сложная, тяжёлая. В современной школе более 10% учащихся подвергаются буллингу ежедневно. Особенно это ярко проявляется в подростковом возрасте, когда важно самоутвердиться за счёт слабых одноклассников. 

   Буллинг может продолжаться и за пределами школы, в интернете. Зачастую именно кибербуллинг является финальной каплей, приводящей детей к суициду, так как от этого трудно скрыться. Буллинг как бы пропитывает все сферы жизни ребёнка. Тема буллинга затрагивает не только детей, но и взрослых вокруг них. В первую очередь это родители и учителя.

   Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом родителям, о травле можно догадаться по другим признакам – это синяки, которые появляются изо дня в день, тревожность (бессонница, плохой аппетит, подросток не хочет идти в школу, придумывая разные причины для этого). Нужно помнить, что регулярная травма приводит к депрессии, нарушениям в поведении, и тогда родители обязательно должны обратиться к специалисту.

   Учитель для ребёнка прежде всего – защитник, друг, советчик. Он не должен пускать ситуацию на самотёк. Педагог должен вместе с коллегами и школьными психологами найти выход из трудной ситуации. Итак, нужно обязательно реагировать и вмешиваться! Участие взрослого может сыграть решающую роль.

   Задача современного школьного психолога – своевременно выявить проблему и прекратить травлю в детском коллективе. Для диагностики
используются различные инструменты и методы. Так, сегодня всё большую популярность у психологов и коучей приобретают метафорические ассоциативные карты (МАК) – изображения событий, людей, природы, абстрактных образов, объединённых одной темой. Психолог просит подростка выбрать одно или несколько изображений, которые больше всего соответствуют его переживаниям в школьном коллективе. Если ребёнку комфортно в классе, он выберет светлые карты; если ему плохо – экологические и другие катастрофы, разбитые предметы… Так, выбрав карту с разбитым стеклом, ребёнок может пояснить: «Чувствую себя, как это стекло», а при расспросе начнёт говорить о наболевшем.

   Конечно, помощь должна быть направлена одновременно на всех участников: на ребёнка-жертву, на агрессивных детей и примкнувших к
ним лиц, учителей, так как ситуация травматична для всех. Если помочь справиться с ситуацией только жертве, то агрессия может быть направлена на другого.

   Важно, чтобы у ребёнка появился хотя бы один друг, тогда он становится включённым в коллективные процессы (кружки по интересам, секции, клубную работу, волонтёрское движение и т.д.). Также созданию благоприятной среды в школе способствуют профилактические консультации психолога, семинары-тренинги как для учителей, родителей, так и для детей. На уроках можно организовать работу в группах по 2–3 человека, обучая взаимодействию, сотрудничеству, организовать игры-размышления, просмотры видеоматериалов, ролевые игры, различные дискуссии.

   Школьная служба примирения также помогает найти выход из трудной ситуации, ведь подростки легче понимают таких же, как они сами.

   Уверена, что выход всегда можно найти и создать комфортную и открытую атмосферу в школе и классе.

Е.В. ЛАВРИНЕНКО,
директор ГБОУ «Школа № 1363»

   Буллинг – термин относительно новый, но явление старое. На самом деле у буллинга нет возрастных рамок. Я как профессиональный психолог и специалист по безопасности, много лет работающий в школе, хочу обсудить тему буллинга в образовательных учреждениях. Эта тема то появляется в СМИ, то снова исчезает. Но её синусоидальный характер объясняется только тем, что никакой директор не хочет признаваться в наличии этой проблемы в его школе. Но от этого она никуда не девается и часто всплывает в виде очередного ЧП.

   Причиной для травли одного ребёнка всем классом может стать всё что угодно: внешний вид, физическое и умственное развитие, индивидуальные особенности, финансовое благополучие в семье и так далее. По личному опыту могу сказать, что буллинг зарождается в начальной школе, примерно в 4-м классе. Дети ещё не до конца отдают себе отчёт, но уже начинают группироваться и смотреть, кто с кем общается. Когда они перешли из начальной школы в среднюю (5–6-е классы) и поняли «who is who» – вот здесь как раз таки формируются буллинг-группировки и происходит выбор так называемой жертвы.

   Реальная история. В классе был очень худой и крайне несговорчивый мальчик, который всегда избегал общения и сидел на последней парте. Идеальная жертва для буллинга, так как низкий уровень самооценки и самоуважения не позволял достойно ответить агрессорам. Конечно же, этим не могли не воспользоваться его одноклассники, чтобы самоутвердиться, ибо были физически сильнее, хотели выделиться перед девочками и показать своё превосходство. У данной группы был вожакагрессор. Всё началось с банальных насмешек, оскорблений, периодического бросания мокрой бумаги и так далее. Через некоторое время у жертвы начали сдавать нервы, мальчик начал огрызаться и пробовать ответить своим обидчикам, но попытки были тщетны, а градус конфликта между жертвой и буллинг-группировкой лишь нарастал. Не очень профессиональное вмешательство классного руководителя и школьного психолога, а позже родителей лишь усиливало неприязнь. Участились случаи физического насилия, вплоть до откровенного глумления. Спасение пришло неожиданно. В 8-м классе появился новый ученик: влиятельный, уравновешенный и справедливый. Он резко пресёк насмешки над школьником и начал с ним дружить. После того как новичок заступился за жертву, дал психологический и физический отпор агрессору и всей буллинг-группировке, издевательства и насмешки практически сошли на нет.

   Анализируя вышеописанную ситуацию, сразу хочу отметить, что именно непрофессионализм классного руководителя и психолога довёл конфликт до точки кипения. Поэтому первая мера, которую необходимо внедрять в систему образования, – это повышение квалификации школьных педагогов в аспекте взаимоотношений в коллективе. Так же как в медицине, когда болезнь легче предотвратить, чем лечить, необходимо учителей обучать методикам профилактики буллинга. Продолжая ту же аналогию, повторю ещё одну прописную истину: необходимо выявлять буллинг на ранних стадиях и не допускать создания буллинггруппировок. Для этого следует организовывать анонимные опросы детей и родителей с последующим обсуждением в классе. Работа должна проводиться со всеми участниками буллинга: жертвой, агрессором, сторонниками агрессора, наблюдателями, а не только с жертвой и агрессором.

   Проблема школьного буллинга существует во всём мире. Во многих странах есть антибуллинговые программы. Большой опыт противодействия насилию в школе накоплен в Финляндии. Там существует программа по работе с буллингом Kiva. Её суть в разделении ответственности за случаи буллинга: виноват не только пострадавший и нападающий, но важна и общая культура школы, давление сверстников, динамика отношений в семье и многое другое. Такой подход помогает создать обстановку уважения, сочувствия и безопасности во всех сферах.

   В России долгое время основная работа с буллингом была направлена на решение ситуаций, которые уже произошли. За последние несколько лет появилось немало общественных организаций, уделяющих особое внимание именно профилактике буллинга. Много ведётся разговоров о принятии закона о буллинге, что позволило бы значительно продвинуться в решении этой острой проблемы.

Павел НИКОЛЕНКО,
специалист по безопасности ГБОУ «Школа № 760 им А.П. Маресьева»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наш Яндекс.Дзен

Блогерский ресурс про район "Выхино-Жулебино": ПОДПИШИТЕСЬ ____________________

Портал "Неизвестная Московия" ПЕРЕЙТИ